Вера, злость и психотерапия

kak-spravitsya-so-zlostiu-samomy

Злость как «негативная» эмоция? Злиться – это грех? В психотерапии с религиозными клиентами злость занимает особое место. Иногда человеку кажется, что предлагаемое терапевтом идет вразрез с тем, чему учит Церковь.

В продолжение дискуссии об отношениях психотерапии и духовности, публикую фрагменты интервью польских коллег со священником Станиславом Токарским (ks. dr Stanisław Tokarski MS), вице-президентом Ассоциации христианских психологов.

У верующих бывают проблемы со злостью? Как они с этим справляются?

Увы, бывают, и довольно часто. Но это вытекает не из веры, а из неправильных представлений о вере, ее переживании. Иногда веру упрощают, даже фальсифицируют. В такой чувствительной и деликатной сфере как отношения с Богом, к сожалению, часто встречаются предрассудки и заблуждения. Это касается и передачи, и получения веры.

Особенно деликатная вещь – злость на родителей. Согласно заповеди, отца и мать следует почитать. Кажется, почтение не исключает злости. Если человек злится, это не значит, что не любит. Как же злиться на родителей с точки зрения Церкви?

Учение Церкви основано на Евангелии, где Христос говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14,26) Эта фраза сказана в определенном контексте. В начале 14-й главы Христос продолжает критиковать фарисейство, которое не считалось с истиной. Между тем, Христос себя называет Истиной. В этом фрагменте Он очень ясно, даже сурово предупреждает: правду нельзя искажать. Это основа настоящей любви.

ks. Stanisław Tokarski

Правда не исключает любви или уважения к родителям. Но во многих семьях действуют правила или послания, основанные на лжи. Именно они могут вызывать психические заболевания или дисфункциональное поведение.

В этом плане психотерапия прямо основана на Евангелии. Ложь никогда не способствует добру. Напротив. Очищение от лжи, поиски истины позволяют освободиться от того, что нас ранит.

Для этого пути нужно много сил. К сожалению, только злость позволяет нам эти силы обрести и сбросить с себя лживые стереотипы, которые нас разрушают. Правильно понимая эти слова Евангелия, мы можем освободиться для настоящей любви к себе и близким, а еще поспособствовать своему подлинному психическому и духовному развитию.

Некоторые клиенты говорят, что хотят не сердиться, а сразу простить.

Так что же тогда они собираются простить? Каждая тяжелая рана вызывает в нас бунт и сопротивление. Это побуждает к тому, чтобы себя защитить. Естественно, возникает злость. Злость говорит о том, что мы не готовы терпеть подобное отношение, мы хотим изменить ситуацию. Отсутствие злости в подобных случаях свидетельствует о нехватке самоуважения, неспособности защитить свое достоинство.

Желание примириться, не испытав злости, показывает, что человек не готов простить. Он по-прежнему относится к себе уничижительно. К сожалению, в известной степени это провоцирует похожее отношение со стороны окружающих. В крайних случаях можно говорить о патологии, мазохизме, который нас разрушает.

В Библии злость чаще всего осуждается. Также гнев входит в число семи главных грехов. При этом в Ветхом завете Бог сам постоянно гневается. Иисус, изгоняя торговцев из храма, тоже наверняка злился. Терапевт мог бы сказать, что родитель, который пытается удержать ребенка от того, что делает сам, неизбежно потерпит фиаско. Как же понимать противоречия в Писании?

Трудности связаны с несовершенством языка, переводом, другой культурой. Одно и то же слово может обозначать разные явления. Если говорить о гневе в списке главных грехов, речь идет не о чувстве, а о расположении, которое связано с отвержением, унижением, желанием навредить себе или другим. Человечности угрожает именно это расположение, а не сама эмоция, которая лишь информирует нас о неадекватной ситуации и побуждает (мотивирует) эту ситуацию изменить.

bo-anh-khien-nhung-ba-me-thuc-tinh-ve-cach-nuoi-day-con-21

В катехизисе Католической церкви сказано: «Чувства сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли». (1767) Получается, что моральной оценке подвержены не сами чувства, а наше отношение к ним?

Именно. Чувства как таковые – это врожденная способность воспринимать информацию о нашем состоянии. Они не зависят от нашей воли. Но от нас может зависеть их подпитка, то, в какой степени мы можем на них повлиять. С точки зрения морали, можно оценивать наше отношение к чувствам и их использование.

Психотерапия побуждает человека принять ответственность за свои чувства и поступки, осознать, как мое поведение влияет на окружающих. Похоже, верующим иногда кажется, что проживание собственной злости ведет к эгоизму.

Насчет психотерапии есть много предрассудков. Да и понятие «эгоизм» часто используется манипулятивно. В конце концов, сердцебиение, дыхание или пищеварение тоже можно считать эгоизмом, ведь все это напрямую служит лишь мне одному.

Можно заботиться о себе и одновременно учитывать права и благо других людей. Эгоизм в прямом смысле – это несправедливое отношение к окружающим, неуважение, игнорирование их потребностей.

В заповеди любви Христос говорит: «Возлюби ближнего как самого себя». То есть, не игнорируя самого себя.

Адекватно применяя злость, мы реализуем себя, свою природу, созданную Богом. Христос часто пускал в ход злость, в т.ч. обращаясь к фарисеями, разоблачая их двуличие, а иногда – ставя на место своих учеников.

1443617962_1

Христос при этом не нарушал границы других людей. Но ведь бывает, что человека обижает даже такая злость, которая выражена без агрессии. В какой же момент злость становится плохой?

Злость как чувство никогда не является грехом. Плохим в моральном плане может быть внутреннее расположение – планы, стремления, решение нанести вред, но не мысль, которая возникла спонтанно. Тут речь может идти всего лишь об искушении. Также проблемы создают поступки – внешние действия, слова, поведение, которое ранит.

Говоря о своих чувствах, внутренних процессах, жизненных событиях в кабинете терапевта, человек не грешит. При условии, что это нужно для самопознания, и человек не принимает решение совершить зло. Возможность выразить злость очень важна.

В известной степени сам Христос признает эту терапевтическую функцию: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Осознанное отношение к себе – это условие обретения свободы.

Работая с эмоционально незаконченной ситуацией в кабинете, человек может переживать злость и высказывать в адрес обидчика «сильные» слова. Ясно, что такая работа возможна при условии, что клиент хорошо понимает разницу между «как бы» и реальной жизнью.

Если уж эти «сильные» слова существуют, то с какой-то целью. Обычно это адекватная эмоциональная разрядка. Несмотря на глубокую любовь к каждому человеку, Христос пользовался не только приятными словами. Это не значит, что на людей нужно ругаться. Но для проживания разных эмоциональных состояний эти слова могут быть полезны.

Šis ieraksts tika publicēts По-русски ar birkām , , , . Pievienot grāmatzīmēm tā pastāvīgo saiti.

Atbildēt

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com logotips

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Mainīt )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Mainīt )

Connecting to %s