Верующий психолог для верующего клиента?

Greekfish

Верующий клиент не может ходить к неверующему психологу (психотерапевту), так как разногласия в духовных вопросах – слишком большая преграда для совместной работы. Активно работая в христианской среде, постоянно приходится сталкиваться с таким мнением.

Христиане разных конфессий в Латвии, в основном, скептично относятся к психологии как таковой. Правда, этот скепсис характерен для всего нашего общества в целом, так как психологическое консультирования и терапия – это что-то сравнительно новое. Может, это только странное развлечение для толстосумов, которым некуда деньги девать? Впрочем, у религиозных людей имеются и другие возражения.

Например, отдельные христианские СМИ в Латвии (к счастью, не все) поддерживают негативное представление о психологии. Популяризируется (по-моему) дурацкое мнение, что истинно верующему психолог не нужен в принципе. Психология, мол, слишком молода. Часто вообще ставится под сомнение её научность. Утверждается, что разговорами ничего не решишь. Так что, вообще непонятно, за что такие специалисты получают деньги.

И вообще – если душа болит, надо просто больше молиться. А если это не помогает… ну, тогда надо ещё больше молиться.

Один знакомый жалуется на недавний визит к психотерапевту: “Она просто молчала, ничего не делала, в конце взяла деньги и сказала, что можно прийти ещё раз”. Возмущение разочарованного клиента, естественно, не имеет границ. А ведь психотерапевт был христианский. Быть может, в связи с этим от нее ожидали мгновенного исцеления всех физических и душевных недугов.

iStock_000018220051Small

Другой случай: верующий мужчина сомневается, стоит ли продолжать работу с нехристианским психологом, так как “Бога в наше общение не приглашают”. При этом терапия ему помогает, состояние улучшается. Видимо, клиент опасается, что эти улучшения “не от Бога”. Вопрос, что ему мешает самому приглашать Бога в процесс терапии в качестве третьей стороны. Неужели этого было бы недостаточно?

Ещё один аспект проблемы: позиция авторитетов от психологии. Времена, когда вера в Бога считалась чем-то инфантильным, давно в прошлом. Сейчас все же доминирует требование с уважением принимать мир клиента. Если клиент религиозен, специалист-атеист или агностик тем не менее обязан это уважать. Чаще всего говорится о том, что настоящий профессионал сумеет дать клиенту поддержку независимо от разных взглядов на веру.

От психолога обоснованно ожидают нейтральности. Не в том смысле, что он растворяется в мире клиента, а в том, что не навязывает свое мнение и не дает непрошеных советов. Что искренне пытается понять.

Конечно, те же требования распространяются на специалистов, которые позиционируют себя как христиан: их задача в том, чтобы помочь клиенту в соответствии с его заказом, а не проповедовать и наставлять. Если же заказ изначально идет вразрез с ценностями психолога, то, вероятно, правильнее просто перенаправить человека к кому-то из коллег.

Для меня лично вопрос об интеграции веры и психологической работы очень важен. Выбирая эту профессию, я изначально отдавал себе отчет в том, что хочу работать в том числе с верующими и религиозными людьми, ценности и трудности которых мне особенно близки. Эта мечта сейчас реализуется, и многие клиенты приходят именно потому, что надеются на понимание в вопросах, связанных с духовностью. Тем более, что разделить чисто психологическое и чисто духовное проще на бумаге, чем в реальном консультировании.

0416_therapy_630x420

И все-таки не могу согласиться, что светский психолог не может помочь христианину. Конечно же, может. При условии, что он уважает своего клиента. Вообще-то в консультировании часто идет работа с проблемами, которые у верующих и неверующих одни и те же (болезненный опыт, тяжелые чувства, отношения, кризисы, выбор и т.д.). Если бы пришлось выбирать между неверующим профессионалом и верующим халтурщиком, лично я выбрал бы первого. Например, живой классик Ирвин Ялом позиционирует себя как атеиста, но его опыт в работе с религиозными людьми вызывает восхищение.

С другой стороны, не охота играть в политкорректность. Утверждение, что психолог может быть совершенно нейтральным, по-моему, имеет мало общего с действительностью. Вряд ли для человека вообще возможно быть совершенно нейтральным. Ценности психолога или психотерапевта влияют на процесс работы, даже если они не выражаются прямо. Поэтому опасения христиан частично оправданны. Терпимость неверующего консультанта иногда может показаться искусственной и неискренней. Выбор за клиентом. Впрочем, как всегда.

Psychotherapy1

Наконец, приятно, что психология и религия от конфронтации постепенно переходят к интеграции и сотрудничеству. В работе с человеческой душой (психикой, чувствами, смыслами, установками) иногда важна помощь “со стороны”, ведь пастор или священник не может дать человеку поддержку во всех вопросах. При этом человек был, есть и будет существом по натуре религиозным. С этим просто надо считаться. Попытки вытеснить религию из жизни индивида и общества кажутся архаичными. Слишком многие уже пытались. Так что, в контакте с верующими клиентами иногда преимущество у тех психологов, которые ориентируются в религиозной жизни и сами следуют христианскому призванию.

Ещё по этой теме:

Зачем нужен христианский психолог? 6 мифов, которые мешают переменам

Advertisement
Šis ieraksts tika publicēts Publikācijas ar birkām , , . Pievienot grāmatzīmēm tā pastāvīgo saiti.

Atbildēt

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com logotips

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Mainīt )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Mainīt )

Connecting to %s