Как развивается подростковая сексуальность, с какими трудностями приходится сталкиваться на этом этапе, как говорить об этом честно, открыто и с позиции ценностей? Эти и другие вопросы мы обсуждали в Центре психологии и развития „Mājas” на семинаре «Как и зачем говорить о сексуальности с подростками».
В 13-14 лет мальчики и девочки начинают переживать динамичные перемены в своем организме, чувствах, отношениях с самими собой и окружающими. Тело меняется, человек становится способным к передаче дара жизни.
Происходит множество хороших вещей – влюбленность, подтверждение женственности и мужественности, формируются отношения нового типа.
Этот жизненный этап может стать хорошей основой, чтобы молодой человек научился создавать устойчивые связи, брать на себя ответственность за свои действия, познавать настоящую любовь (а не её карикатуру, которую нам часто подсовывает массовая культура).
На семинаре мы говорили о том, что в сексуальном просвещении существует два основных подхода: «только информирование» и «мотивирование для лучшей жизни». Первый подразумевает, что достаточно просто дать молодежи много информации, а остальное решится само собой (мне это напоминает идею «дикого капитализма», где свободный рынок тоже все решает «сам по себе»). Второй подход иллюстрирует программа „ABC”, где «А» означает воздержание (если у тебя нет сексуального партнера, не спеши), «В» – верность, если партнер уже есть, и «С» – использование презерватива, если не получается воздерживаться и быть верным. Эта программа успешно показала себя, например, на Филиппинах и в Уганде. Увы, «информационный подход» обычно ограничивается только пунктом «С».
Как родители, учителя, молодежные лидеры, мы заинтересованы именно в стратегии АВС, которая намного эффективнее и готовит молодых людей к полноценной жизни. К сожалению, в этом плане мы в меньшинстве, так как ряд государственных и негосударственных структур прилагает массу усилий, чтобы половое воспитание начиналось и заканчивалось маркетингом контрацепции.
Для этого подростков изображают невежественными, примитивными существами, которые по определению не способны жить согласно ценностями.
А искаженное представление о политкорректности исключает возможность говорить с молодежью с позиции ценностей (или, не дай Бог, веры). Впрочем, факты говорят об обратном: нигде в мире «информирование» как таковое не дает результатов.
С участниками семинара мы говорили и о том, что стоит обсуждать проблемы сексуальности дома. В том числе (и даже особенно) в эпоху информационных технологий. Если мы любим своих подростков, мы должны быть первыми, кто начинает беседу. Иначе наше место займет интернет, журналы или сверстники. Исследования польского психолога Шимона Гжеляка доказывают, что даже в подростковые годы авторитет родителей для ребенка очень велик (хотя часто выглядит иначе).
Источник: dr. Szymon Grzelak «Archipelag Skarbów» 2012-2013 (исследование мнений подростков, 14-15 лет)
Поэтому говорить надо. Молчание – хуже всего.
В своей работе с подростками я использую четыре больших информационных блока – ценность и красота жизни, изменения в подростковый период/позитивное отношение к своему телу, естественная динамика развития отношений (самооценка, чувства и т.д.), а также ловушки сексуальности (например, болезненная тема абортов).
Особенно важно говорить о чувствах. Называть их по имени и принимать, но не превращать в единственный критерий.
Отдавать себе отчет в том, чем любовь отличается от влюбленности (похоже, этого не понимают даже многие взрослые). Почему в любых отношениях наступает кризис чувств. Как не позволить использовать свои чувства. И почему секс не может лежать в основе отношений. Чтобы потом не приходилось слышать жалобы – «я её люблю, а она меня не хочет».
Во второй части семинара мы делились тем, что нам самим мешает говорить с подростками. Быть может, это гнев и страх насмешки. Или стыд и чувство вины. Или даже зависть («у меня в жизни не получилось, поэтому не получится и у моего сына/дочери»). Но это преодолимо. Любовь сильнее всего.